Транспорт России,
18 июня 2012 г.
Реформа завела в тупик
713 просмотров
Союз организаций технических экспертов «ТехЭксперт» провел в Москве «круглый стол» для выработки консолидированной позиции по внесению поправок в закон № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поправки экспертного сообщества направлены на исключение связи технического осмотра автотранспортных средств и обязательного страхования автогражданской ответственности. Как известно, по вступившему в силу 1 января 2012 года новому закону о техническом осмотре договор ОСАГО (обязательное страхование ответственности) может быть заключен только при наличии талона техосмотра. Однако жизнь показала, что закон не работает. «Процветает торговля талонами ТО: страховые компании реализуют полисы ОСАГО вместе с техталонами без фактического прохождения техосмотра», - заявил генеральный директор союза технических организаций «ТехЭксперт» Сергей Зайцев.
Особенно много нареканий вызывают методы работы компании «Росгосстрах», причем, что характерно, не только у технических экспертов, но и у представителей страхового сообщества. Вместо проведения техосмотра на оборудованных техническими средствами пунктах техосмотра (ПТО) профессионально подготовленными операторами и специалистами «Росгосстраха» проводится лишь внешний осмотр транспортного средства. Для этих целей «Росгосстрах» зарегистрировал ЗАО «Техосмотр», подразделения которого внесены в реестр ПТО в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Однако техническими средствами для диагностирования транспортных средств и техниками-экспертами они не обеспечены. Под благим предлогом создать клиентам компании наиболее комфортные условия прохождения ТО «Росгосстрах» исключительно для их удобства стал выдавать так называемые предзаполненные бланки ТО, в которых отсутствует подпись эксперта. Согласно договорам о сотрудничестве с операторами ТО, «Росгосстрах» оформляет договоры на проведение ТО и квитанцию на оплату, а также частично заполняет бланки ТО для своих клиентов, если они решили пройти очередной техосмотр у партнера компании. При этом клиент ставит свою подпись под обязательством пройти полный технический осмотр у аккредитованного в РСА оператора ТО. На основании предзаполненного бланка ТО, который, по сути, является недействительным, автовладелец получает полис ОСАГО. Уже есть масса прецедентов по всей стране, когда суд признал недействительными выданные таким образом страховые полисы ОСАГО, так как на момент их получения транспортные средства фактически не проходили процедуру технического осмотра.
По действующему законодательству ответственность за прохождение техосмотра полностью возложена на автовладельца. Полис ОСАГО невозможно получить, не имея на руках талона техосмотра, и страховые компании в массе своей готовились следовать букве закона: сначала осмотр, потом получение талона и лишь затем полис ОСАГО. Однако «Росгосстрах» пошел своим путем, и с введением нового порядка ТО в арсенале страховщиков появился дополнительный способ недобросовестной конкуренции.
В конечном итоге «крайним» может стать автовладелец, так как страховая компания вправе отказаться от выплаты в рамках прямого урегулирования убытков, если клиент, получив талон и страховку, так и «не доехал» до пункта техосмотра.
Сложившейся ситуацией заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, которая возбудила дело в отношении ООО «Росгосстрах» по признакам нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция). ФАС России усматривает в действиях ООО «Росгосстрах» признаки недобросовестной конкуренции в части получения преимуществ по отношению к другим страховым компаниям, а также возможного причинения им убытков в связи с отказом последних от заключения договоров ОСАГО с потенциальными страхователями без предъявления ими талонов технического осмотра, оформленных в соответствии с законодательством РФ.
Профессиональное сообщество технических экспертов обращает внимание на то, что даже в случае надлежащего проведения ТО с соблюдением всех требований закона остается много вопросов. Так, список требований к проведению ТО сокращен до 67 пунктов, время прохождения техосмотра - до получаса. Согласно постановлению № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» от 5 декабря 2011 года «техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования». На практике это означает, что диагностика ТС проводится с помощью специального компактного переносного прибора-чемоданчика, с помощью которого нельзя проверить, например, тормозную систему (по ГОСТУ для проверки тормозной системы на пункте техосмотра должна быть специальная заасфальтированная разгонная площадка, где автомобиль можно разогнать до скорости 40 километров в час). В угоду максимальному упрощению процедуры техосмотра сняты фактически все ограничения на эксплуатацию автомобилей, представляющих реальную опасность на дороге.
Отдельная тема - подготовка кадров для проведения ТО: техническим экспертом может стать любой человек, даже не имеющий технического образования. Достаточно прослушать 72-часовой курс, ознакомиться с работой пункта ТО в ходе непродолжительной экскурсии и получить заветную «корочку» техэксперта, дающую право заниматься этой деятельностью пожизненно, без всякой переподготовки.
В то время как эти новоиспеченные техэксперты по «вкусу, цвету и запаху» диагностируют техническое состояние автомобиля, операторы технического осмотра, имеющие соответствующее оборудование, аккредитацию и подготовленных специалистов, испытывают большие трудности с оказанием услуг по оценке соответствия ТС обязательным требованиям безопасности. Не идет к ним клиент. Рыба ищет, где глубже, автовладелец - где проще. Немаловажно и то, что стоимость процедуры ТО в среднем по России составляет 300-400 рублей, что в два раза ниже себестоимости. «С технической точки зрения система техосмотра полностью уничтожена. По сути, речь идет не о безопасности, а о решении коммерческих вопросов», - констатирует Сергей Зайцев.
По данным официальной статистики ГИБДД, в России за 1 квартал текущего года выросло число автокатастроф, в том числе произошедших из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств. Специалисты напрямую связывают это с реформой техосмотра.
Экспертное сообщество считает, что нынешняя концепция проведения ТО зашла в тупик. Для сравнения: в Европе прохождение ТО - это часть общей системы допуска ТС к эксплуатации. Там существуют обязательные периоды прохождения технической инспекции: для легковых автомобилей - первый раз через 4 года эксплуатации, далее - через 2 года. Цель технической инспекции - принудить владельца поддерживать свой автомобиль в соответствии с нормами безопасности. На Западе техэксперт несет ответственность перед государством за свою деятельность. Если будет доказано, что авария произошла по причине технической неисправности автомобиля, техэксперту, проводившему диагностику, предложат возместить ущерб, а потом пройти переподготовку. В случае отказа ущерб возмещает центр техосмотра, а техэксперту грозит пожизненная дисквалификация.
Итогом «круглого стола» стали предложения по внесению изменений в закон № 170-ФЗ, поправки к которому Госдума намерена рассмотреть в первом чтении уже в ближайшее время. Профессиональное сообщество технических экспертов предлагает, в частности, передать аккредитацию операторов ТО из РСА в специальную независимую структуру - Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация), на уровне постановления Правительства РФ закрепить требования к материально-технической базе ПТО, чтобы прекратить практику торговли талонами техосмотра, разработать образовательный стандарт по специальности «технический эксперт».
Вся пресса за 18 июня 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Мероприятия
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 февраля 2025 г.

|
|
Российская газета-Кубань, 25 февраля 2025 г.
Наценка за риск

|
|
Агроэксперт, 25 февраля 2025 г.
НСА: аграрии Кубани и Ставрополья получили 2,2 млрд рублей за гибель урожая

|
|
Российская газета, 25 февраля 2025 г.
Пациентские сообщества подвергли критике новый подход к оценке качества лечения

|
|
Ведомости, 25 февраля 2025 г.
Темпы роста страхования грузов замедлятся в 2025 году

|
24 февраля 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 24 февраля 2025 г.
Страховой рынок Казахстана на подъеме: Основные приоритеты регулятора

|
|
korins.ru, 24 февраля 2025 г.
Страховая компания «МИРАН» стала членом ВСС

|
|
Sputnik Армения, 24 февраля 2025 г.
«Решение у них в руках»: Страховщики обратились к мэрии Еревана по ДТП после снегопада

|
|
Самарская газета, 24 февраля 2025 г.
Администрация Самары против размещения рекламы на «Ладье»

|
|
Новости Югры, Ханты-Мансийск, 24 февраля 2025 г.
Электронные извещения о ДТП разрешено оформлять с помощью сайтов и мобильных приложений страховщиков

|
|
КурсивЪ, Астана, 24 февраля 2025 г.
Страховка для самых аккуратных водителей в Казахстане может стоить от 10 тенге

|
|
Финмаркет, 24 февраля 2025 г.
В январе российские агростраховщики выплатили 848 млн руб. по субсидируемым договорам с господдержкой

|
|
AK&M, 24 февраля 2025 г.
АКРА изменило прогноз по рейтингу «РБ Страхование Жизни»

|
|
РБК, газета, 24 февраля 2025 г.
Подарок от безвыходности

|
|
Интерфакс, 24 февраля 2025 г.
Berkshire Hathaway увеличила квартальную операционную прибыль в 1,7 раза

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 24 февраля 2025 г.
Активы страхового сектора Казахстана выросли на 25% за год – АРРФР

|
|
Российская газета онлайн, 24 февраля 2025 г.
Владельцы старых автомобилей стали чаще покупать добровольную страховку

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 24 февраля 2025 г.
Более Т2 млрд выплачено по Европротоколу за 2024 год – АРРФР

|
 Остальные материалы за 24 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|